К середине XIX века во многих европейских старнах созрело активное отрицание сложившегося академизма в искусстве. Традиционное искусство стали называть застывшим, мёртвым, приглаженным.
В Германии, например, в контектсе этих веяний возникло двидение «назарейцев», а в Англии – прерафаэлитов. Прерафаэлиты появились среди живописцев, они ориентрировались на художников эпохи кватроченто, работавших до появления на сцене Рафаэля. Рафаэль и считался у прерафаэлитов основателем академизма.
Образцами для прерафаэлитов, таким образом, были работы художников-флорентийцев Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
Основано прерафаэлитство в 1848 году. Тогда несколько друзей-студентов Королевской Академии художеств, обнаружив сходство своих взглядов, решили организовать братство. «Братьев» сначала было семеро: Холман Хант, Данте Габриэль Россетти, его брат Майкл Россетти, Дж.Э.Милле, Джеймс Коллинсон и Фредерик Стивенс.
Первая выставка художников пользовалась успехом, но вскоре критика их разругала. Прерафаэлиты считали, что всё нужно писать с натуры, а не руководствуясь отвлечёнными представлниями о красивом и некрасивом. Поэтому многие их работы критикам казались излишне натуралистичными. Их критиковали за пренебржение великими учителями, имея в виду Рафаэля и Микеланджело, называли археологами и неумелыми хкдожниками.
В 1850 году на выставке прерафаэлитов не было продано ни одной картины.
Вскоре Джон Рёскин (Раскин) обратил внимание на прерафаэлитов, дав положительную оценку их работам. Рёскин купил несколько полотен Габриэля Россетти, а главное – привел в логический порядок их идеи относительно искусства. Будучи авторитетным историком искусств и художественным критиком, рёскин имел большое влияние на общественное мнение и своими работами повысил и авторитет братства. В работе «Современные художники» он тоже призывал обратить внимание на художников Раннего Возрождения, утверждая, что они – те, кому удавалось проникнуть в сущность природы.
После выхода нескольких подобных работ Рёскина прерафаэлитов призналои и уже в 1855году на Всемирной выставе в Париже их полотна активно раскупали. Несколькуо молодых художников заинтересовались их стилем, в то время как само братство распалось. Событием, положившим конец совместной деятельности друзей, считается вступление Милле в члены королевской академи художеств.